Для начала определимся с самой аббревиатурой – СКУД. Система контроля и управления доступом. Никто не акцентирует внимание на том, что «контроль» и «управление» - вовсе не синонимы. И производители массово относят все СКУД к рынку технических средств безопасности. Конечно, так выгоднее – привлекательность безопасности, как рынка, очевидна в силу расположения этой самой безопасности на низшем уровне иерархии потребностей. Управление доступом – да, может быть отнесено к рынку ТСБ. Если кто-то может не просто определять, кому и куда доступ разрешен, но и способен эффективно воспрепятствовать несанкционированному проникновению, такую систему можно рассматривать, как обеспечивающую безопасность. Но если дело сводится исключительно к контролю - к простому учету прохода, расчету времени нахождения посетителя на объекте, учету рабочего времени, определению местоположения работника и т.п. – это системы исключительно администрирования, если не предусмотрена своевременная адекватная реакция на несанкционированное вторжение. Может иметь место и устанавливаемая на некоем другом уровне система уже управления доступом или же предотвращение вторжения какими-либо иными способами.
Возможно, что вместо автоматического учета рабочего времени целесообразней перестроить структуру производства, а не платить за пустое высиживание человеко-часов. Но в любом варианте использования все СКУД представляют собой достаточно массовый и насыщенный рынок товаров и услуг. А потому производители вынуждены непрерывно искать и реализовывать некие конкурентные преимущества для своего товара, чтобы не оказаться в аутсайдерах.
Нынешние СКУД, как товар, принципиально содержат три основные составляющие. А именно, исполнительные устройства – шлагбаумы, противотараннные устройства, турникеты, всевозможные запорные устройства всех типов, автоматические двери, ворота и т.п., аппаратная часть, включающая контроллеры и считыватели, и программное обеспечение (ПО). И конкурентные преимущества товара в целом производитель может искать в любой из этих составляющих. Самая привлекательная составляющая для поиска новых качеств товара – это, конечно, ПО. Не требуется никаких отдельных производственных мощностей, каких-то новых технологических процессов и материалов, привлечения дополнительных специалистов. Все реализуется силами программистов. И при этом результат непосредственно может быть сразу оценен потребителем.
Развитие товара путем изменения ПО имеет самое короткое время в сравнении с другими вариантами. Но, хотя ПО и самый популярный путь поиска новых конкурентных преимуществ, новый товар на этой базе имеет самый короткий жизненный цикл. Кроме того, в этой гонке в целом СКУД обрастают просто гигантским объемом в действительности невостребованных функций. И при этом каждая функция стоит для клиента вполне конкретных денег. С другой стороны, если потребитель не пожелает расширять свою систему для максимальной реализации возможностей подобного нового товара, все его затраты сведутся исключительно к непосредственной стоимости нового предложения. И все равно следует понимать, что это ненадолго. Что пройдет совсем немного времени, и кто-то непременно предложит что-то более «впечатляющее». Потребителю же, вероятно, стоит просто вовремя остановиться в своих желаниях, точно определив круг действительно необходимых функций.
Следующая составляющая СКУД — аппаратно-программная ее часть — контроллеры и считыватели. На этом уровне конкурировать уже сложнее. необходима и производственная база, и инженерно-технический потенциал, а не только программисты. Даже дизайнеры понадобятся. Например, конкуренция для считывателей исключительно по вешнему виду вполне реальна. Функционал устройств обеспечивается не просто ПО, а схемотехническими решениями. Срок жизни этого продукта намного больше, нежели на уровне ПО. Особенно, если контроллер способен поддерживать большое количество возможных протоколов обмена. Замена контроллеров, а уж тем более, считывателей, неминуемо сопряжена с дополнительными монтажными работами, а то и с косметическим ремонтом в том или ином объеме, сподвигнуть потребителя на замену аппаратной части существенно сложнее. А ошибка с выбором обойдется клиенту дороже. Поэтому, конкурентные преимущества на этом уровне должны быть существенно значимей, чтобы клиент их воспринял за таковые.
И последняя часть СКУД - исполнительная. В действительности она самая первая. В конечном итоге именно на нее работает и аппаратная часть, и ПО. А без исполнительной части само понятие СКУД теряет смысл. Именно от исполнительной части зависит, относится ли система к контролю или управления доступом, а при управлении определяет, в какой степени может быть доступ ограничен – насколько мощными и эффективными устройствами система управляет. Исполнительная часть практически никак не зависит ни от аппаратной, ни от ПО. Управляется либо сухими контактами, либо подачей питающего напряжения, что и призван выдать любой контроллер, независимо от производителя и ПО. Это та часть СКУД, которая связана с самым большим объемом монтажных работ, зависящая не только от задачи, но и от условий эксплуатации, устройства здания и помещений. Вписывается в конструкцию нередко целых отдельных проходных и въездов. Потребитель заинтересован в как можно большем жизненном цикле этого товара. Предпочитает менять его как можно реже. Хочет, чтобы он сохранял свою актуальность как можно дольше. Смена товара — это почти капитальный ремонт помещений, включающий в том числе и бетонные работы. А реальная цена замены вовсе не ограничится стоимостью непосредственно турникета или шлагбаума, а может и превышать их в разы. Соответственно, и ошибка с выбором исполнительной части будет самой большой. Поэтому именно ей в СКУД имеет отдавать первостепенное значение. Надо учитывать все составляющие — и ресурс работы применяемых материалов, и конструкцию, и технологии. То есть, сам процесс выбора может потребовать не просто оценку функциональных возможностей, но и специальных знаний из областей механики, технологий материалов, сопромата и т.п.